ЖАЛОБА (проект от 28.04.2012 г.)

Решением Мингорисполкома от 14.08.2008 № 1870 утвержден градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. Клумова – ул. О.Кошевого – ул. Щербакова (далее – ПДП). Указанный ПДП не предусматривает размещения (возведения) каких-либо зданий в центре дворовой территории, ограниченной домами ул. Чеботарева, 6А – ул. Клумова, 7 – ул. Стахановская, 1/9 – ул. Чеботарева, 12/3 – ул. Чеботарева, 8.   

Разработанный УП «Минскпроект» в целях реализации ПДП архитектурный проект застройки территории «Комплексная реконструкция территории в границах градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Клумова – ул. О.Кошевого – ул. Щербакова. Проект застройки. 1-ая очередь строительства» (получивший положительное заключение РУП «Главгостройэкспертиза 03.08.2011 г. № 414-15/11) также не предусматривает размещения (возведения) каких-либо зданий в центре указанной выше дворовой территории. Так, согласно проектному решению, в пределах квартала «Б», вместо подлежащих сносу морально и физически устаревших 2-х этажных домов №№ 4, 6, 8, 10 по ул. Чеботарева предусматривается строительство 7-ми этажного, 7-ми секционного жилого дома (№ 18 по генплану) на 174 квартиры. Причем придомовую территорию (автомобильные парковки; площадки для занятия физкультурой, игр детей и отдыха населения) для дома № 18 по генплану планируется располагать в центре указанной дворовой территории (ответ РУП «Главгосстройэкспертиза» от 24.11.2011 г.).

Согласно инвестиционного договора, заключенного между Республикой Беларусь в лице Председателя Минского горисполкома и СООО «ФСК-Групп» № 28 от 25 ноября 2010 г. в центре указанной дворовой территории предполагается строительство объекта «Корпус «Б» медицинского центра по ул. Клумова, 5а в г. Минске» (далее – «Корпус «Б»).

Для строительства  объекта «Корпус «Б» Председателем Мингорисполкома 21.04.2011 г. утвержден Акт выбора места размещения земельного участка от 12.04.2011 г. (площадь участка 0,38 га). Исходя из указанных в данном Акте условий предоставления земельного участка, СООО «ФСК-Групп» обязано осуществлять проектирование в соответствии с утвержденным ПДП, а проектные решения увязать с разработанным УП «Минскпроект» проектом застройки. КУП «УКС Партизанского района г. Минска» (являющееся заказчиком по комплексной реконструкции территории в границах ПДП) не возражает в строительстве объекта «Корпус «Б» при соблюдении ряда условий:

1. Проектирование осуществлять в соответствии с ПДП;

2. Проектные решения по объекту «Корпус «Б» увязать в соответствии с разработанным проектом застройки УП «Минскпроект»;

3. Проектное решение увязать с учетом перспективной застройки квартала Б объекта «Комплексная реконструкция территории в границах градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Клумова – ул. О.Кошевого – ул. Щербакова. Проект застройки».

Указанные условия без корректировки как ПДП, так и архитектурного проекта застройки выполнить невозможно по следующим причинам.

1. Утвержденный ПДП не предусматривает размещения (возведения) в центре указанной дворовой территории каких-либо зданий (в т.ч. и объекта «Корпус «Б») и данная территория используется в ПДП как придомовая территория жилых домов (сохраняемых и возводимых вместо сносимых).

2. Земельный участок под объект «Корпус «Б» размещается на той же территории, что и земельный участок под придомовую территорию (автомобильные парковки; площадки для занятия физкультурой, игр детей и отдыха населения) для запроектированного дома № 18 по генплану (пересечение земельных участков).

3. Размещение земельного участка под объект «Корпус «Б» не учитывает перспективу застройки квартала Б.

При этом выбор места размещения объекта «Корпус «Б» не согласовывался с УП «Минскпроект» как с разработчиком ПДП и проекта застройки.

Согласованный в июне 2011 г. с Комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома эскизный проект объекта «Корпус «Б» предусматривал следующие технико-экономические характеристики: здание высотой 7 этажей, 53 койко-места, 285 посещений в смену, 170 сотрудников.

Для дальнейшего проектирования объекта с учетом согласованного в июне 2011 г. Комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома эскизного решения объекта и необходимостью его увязки с проектной документацией по комплексной реконструкции территории в границах ул. Клумова – ул. О. Кошевого – ул. Щербакова, заказчику (СООО «ФСК-Групп») было предложено выполнить градоэкономическое обоснование размещения объекта.

В декабре 2011 г. заказчиком было направлено в УП «Минскпроект» обращение не только о заключении договора на выполнение градоэкономического обоснования размещения объекта «Корпус «Б», но и о корректировке ПДП. Однако, договор на выполнение градоэкономического обоснования размещения объекта с УП «Минскпроект» не заключался и корректировка ПДП с целью размещения объекта «Корпус «Б» не разрабатывалась.

Таким образом, земельный участок под объект «Корпус «Б» предоставляется в нарушение градостроительной документации (ПДП), прошедшей общественные обсуждения и государственные экспертизы. Соответственно, размещение данного объекта возможно только с отступлением от ПДП. Между тем, при проектировании объектов строительства следует учитывать решения, принятые в утвержденной градостроительной документации, в т.ч. и в ПДП (абз. 3 п. 2 ст. 51 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»; абз. 3 п. 30 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2008 г. № 1476; п. 5.2 СНБ 1.03.02-96 «Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве»).

Очевидно, что неизбежным следствием корректировки ПДП и архитектурного проекта застройки будет исчезновение по градоэкономическим соображениям уже запроектированного жилого дома (№ 18 по генплану) из-за невозможности размещения после строительства объекта «Корпус «Б» необходимой для него придомовой территории. После строительства объекта «Корпус «Б» снос морально и физически устаревших 2-этажных жилых зданий №№ 4, 6, 8, 10 по ул. Чеботарева станет экономически нецелесообразным, т.к. оставленная для них придомовая территория из расчета 13 кв. м. на 1 проживающего не позволит построить в будущем на их месте какие-либо объекты большего строительного объема. А по заключению специалистов, капитальный ремонт и реконструкция указанных 2-х этажных зданий экономически нецелесообразны.

По итогам совещания в Минском горисполкоме 15 февраля 2012 г. представителями Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома совместно с заинтересованными государственными органами было принято решение о прекращении рассмотрения проектной документации по объекту «Корпус «Б». Далее рассматривался вопрос об отмене Акта выбора места размещения земельного участка и подбор компенсационного участка для строительства объекта. Однако, Акт выбора места размещения земельного участка не отменен. В настоящее время идет «переработка эскизного проекта в сторону уменьшения этажности (до 4-х этажей) и исключение первоначально предполагавшихся отделений со стационаром».

Таким образом, решение о дальнейшем освоении указанной дворовой территории будет принято Мингорисполкомом без разработки и рассмотрения градоэкономического обоснования размещения объекта «Корпус «Б». В тоже время, при изменении эксплуатационных показателей объекта (исчезновение стационара на 53 койко-мест и, как следствие, значительное сокращение количества сотрудников) явно значительно снизится ожидаемая для согласованного ранее эскизного решения объекта градоэкономическая эффективность использования данной территории при размещении на ней объекта «Корпус «Б» при сравнении с градоэкономической эффективностью размещения запланированного по ПДП жилого дома на 174 квартиры. При этом продолжение проектирования объекта «Корпус «Б» «в увязке с разработанной и согласованной градостроительной (ПДП) и проектной (проект застройки) документацией» невозможно.

Размещение объекта «Корпус «Б» на земельном участке, указанном в инвестиционном договоре и Акте выбора места размещения земельного участка невозможно без многочисленных нарушений технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.

1. Среди медицинских услуг, которые планируется оказывать с использованием объекта «Корпус «Б» – лечение бесплодия методом ЭКО. В настоящее время лечение бесплодия методом ЭКО осуществляют только четыре медицинских организации Республики Беларусь. Таким образом, данный объект не является объектом социально-гарантированного (повседневного) обслуживания, а является объектом национального значения, но размещать его планируется на дворовой территории, относящейся к зоне жилой многоквартирной среднеплотной застройки (66 Жм-с), что нарушает требования п. 6.1.3 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки» и п. 2.2.1 Системы регламентов Генерального плана г. Минска. Данные нормы предусматривают возможность размещения в зонах жилой многоквартирной застройки только объектов повседневного обслуживания.

При этом Генеральный план г. Минска предусматривает размещение объектов эпизодического обслуживания национального, регионального и городского уровней на территории специализированных общественных центров и комплексов национального, регионального и городского уровней, в частности, в лечебно-оздоровительных общественных зонах (Осп-л), а не на территории жилой многоквартирной застройки (п. 2.13 главы 1, пп. 1.5 и 2.24 главы 4). 

2. За базовый структурно-планировочный элемент жилых территорий принят жилой квартал (п. 2.3 гл. 2 Генерального плана г. Минска). В данном случае – это квартал, ограниченный ул. Клумова – ул. О. Кошевого – ул. Чеботарева – ул. Стахановская. В зоне жилой многоквартирной застройки под жилую функцию должно быть занято не менее 60 % существующих или вновь возводимых зданий (п. 6.1.3 ТКП 45-3.01-116-2008 «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки»), а доля территорий комплексной многоквартирной застройки должна быть более 60% (табл. 2.2.2 Системы регламентов Генерального плана г. Минска). Строительство объекта «Корпус «Б» нарушит указанные требования, что приведет к изменению подтипа функциональной зоны (Жм) указанного квартала, а это противоречит Генеральному плану г. Минска.

3. Согласно п. 5.17 ТКП 45-3.02-173-2010 «Здания и помещения  лечебно-профилактических организаций. Общие требования по проектированию» перед въездами на территорию лечебно-профилактических организаций следует предусматривать стоянки для автотранспорта в соответствии с требованиями ТКП 45-3.01-116, но не ближе 40 м от территории. Таким образом, размещать стоянки автотранспорта для обслуживания объекта на его территории не допускается, а единственным возможным местом их размещения является озелененная территория по ул. Клумова (врезки, карманы). Согласно Схемы охраны окружающей среды г. Минска и Минского района, утвержденной Решением Минского горисполкома 30 декабря 2008 г. № 3136, данная территория является сквером, имеет утвержденные границы.

Согласно п. 9.2.2 ТКП 45-3.01-116 скверы относятся к озелененным территориям общего пользования. Согласно п. 2.5.1 и табл. 2.5.5 Системы регламентов генерального плана г. Минска на территории ландшафтно-рекреационных зон типа ЛР (в состав которых входят и скверы) допускается размещение в пределах красных линий улиц, а также в уширениях проезжих частей улиц (карманах) автомобильных парковок, но только предназначенных для обслуживания размещаемых в ЛР-зонах объектов. Пункт 3.6 главы 5 Генерального плана г. Минска также исключает возможность размещения капитальных объектов всех видов строительства (в т.ч. и парковок) на территориях линейных ландшафтно-рекреационных объектов (бульваров, скверов).

Кроме того, показатели обеспеченности населения микрорайона в участках зеленых насаждений общего пользования в ландшафтно-рекреационных территориях согласно утвержденного ПДП (предусматривающего значительное увеличение численности жителей микрорайона) не превышают нормативной обеспеченности, предусмотренной п. 6.2.6 и п. 9.1.2 ТКП 45-3.01-116. Очевидно, что при выборе участка под строительство объекта «Корпус «Б» не было учтено снижение этих показателей из-за уменьшения площади территории сквера по ул. Клумова после отвода земельных участков под автомобильные парковки.

При выборе участка под строительство объекта «Корпус «Б» не был учтен тот факт, что сквер вдоль ул. Клумова выполняет не только функции ландшафтно-рекреационной зоны микрорайона, но и функции санитарно-защитной зоны от негативных воздействий вредных факторов, источником которых являются расположенный в 500 метрах РУП «Минский тракторный завод» (базовая санитарно-защитная зона составляет 500 метров) и железная дорога с интенсивным движением (санитарные разрывы – 100 метров). Отвод земельного участка под автомобильные парковки (карманы) приведет к уменьшению площади данного сквера и вредному воздействию на зеленые насаждения сквера, расположенные вблизи созданных парковочных мест, что негативно скажется на здоровье жителей прилегающего к скверу квартала.

Если разместить парковки для сотрудников объекта на территории объекта (в нарушении требований п. 5.17 ТКП 45-3.02-173), то проезд к ним можно будет организовать только по дворовой территории жилых домов. Согласно п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116 при строительстве объектов социально-культурного назначения автомобильные парковки и подъезды к ним должны размещаться вне дворовых территорий жилых домов, т.е. и в данном случае будет нарушен запрет, установленный в п. 11.6.5 ТКП 45-3.01-116.

Таким образом, размещение парковок автотранспорта для обслуживания объекта «Корпус «Б» без нарушения градостроительных, экологических и санитарных норм невозможно.

4. Согласно п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 и п. 17 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов» расстояния от площадок для мусоросборников до окон жилых домов, физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до границ территорий лечебных учреждений следует принимать не менее 20 м. Данные требования выполнить невозможно из-за нехватки остающейся после размещения объекта «Корпус «Б» придомовой территории жилых домов.

Согласно п. 6.2.7 ТКП 45-3.01-116 минимальное расстояние от окон жилых домов до площадок для хозяйственных целей составляет 20 м. Данное требование выполнить невозможно из-за нехватки остающейся после размещения объекта «Корпус «Б» придомовой территории жилых домов.

Таким образом, размещение медицинского центра на земельном участке, указанном в инвестиционном договоре и Акте выбора места размещения земельного участка без многочисленных нарушений технических нормативных правовых актов Республики Беларусь невозможно.

5. Проектная документация в части благоустройства придомовых территорий жилых домов № 7 по ул. Клумова, № 1/9 по ул. Стахановская и № 12/3 по ул. Чеботарева никогда не разрабатывалась и все элементы обслуживания, благоустройства и озеленения, размещенные на придомовой территории указанных жилых домов являются самовольным строительством (ст. 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

В настоящее время дворовая территория указанных жилых домов не благоустроена, на ней отсутствуют инженерно-технические устройства для удаления ливневых вод, а также пешеходные дорожки с твердым покрытием, что нарушает требования п. 9 Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 августа 2009 № 95. Причем данные Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы устанавливают требования не к проектированию и размещению, а к устройству, оборудованию и содержанию существующих жилых домов. Как следствие, после сильных ливней дворовая территория указанных жилых домов оказывается подтопленной. 

Существующие проезды вдоль дворовых фасадов жилых домов № 7 по ул. Клумова, № 1/9 по ул. Стахановской и № 12/3 по ул. Чеботарева выполнены с грубыми нарушениями требований градостроительных норм ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования». Так, расстояние от края проездов до стен зданий составляет от 0 до 3 метров, т.е. менее рекомендуемого в п. 5.3.12 ТКП 45-3.03-227 расстояния в 5-8 метров. Ширина проездов меньше предусмотренной в п. 5.3.9 и табл. 5.1 ТКП 45-3.03-227, при этом расположенные вдоль прилегающей к зданиям стороне проездов существующие вентиляционные подвальные ямы еще уменьшают ширину проезда на 1 м. Указанные дома являются угловыми, а радиус разворота возле углов зданий менее необходимого  (табл. 6.1 ТКП 45-3.03).

На придомовой территории указанных домов полностью отсутствуют гостевые парковки для автомобилей, что закономерно приводит к загромождению припаркованным автотранспортом проездов вдоль фасадов указанных домов, что мешает проезду специального автотранспорта (пожарных, милиции, обслуживающих транспортных средств и т. п.) по данным проездам.

На придомовой территории указанных домов полностью отсутствуют пешеходные дорожки. В результате пешеходы вынуждены передвигаться по внутридворовым проездам, причем только по стороне проезда, прилегающей к фасаду дома, т.к. на противоположной стороне проезда находятся припаркованные в соответствии с пп. 143.16 Правил дорожного движения автомобили. При этом пешеходы постоянно, особенно в зимний период, подвергаются риску травмирования предметами, упавшими с крыши и балконов домов. Меры по ограничению  пешеходного движения по прилегающей к фасаду дома стороне проезда в зимний период с помощью различных ограждающих лент и т.д. невозможны, т.к. из-за припаркованных на противоположной стороне проезда автомобилей будет полностью перекрыто движение как пешеходов, так и автомобилей по проезду.

Так как отсутствует зеленая зона между проездами и дворовыми фасадами домов, то пешеходы (в т.ч. и дети), выходящие (выбегающие) из подъездов, сразу оказываются на проезжей части и водители движущихся по проездам автотранспортных средств далеко не всегда могут своевременно среагировать на внезапно появившегося на проезжей части пешехода.

Очевидно, что безопасность пешеходов на указанной придомовой территории находится под постоянной угрозой.

После обследования дворовой территории «Госавтоинспекция считает необходимым выполнить благоустройство указанных в обращении дворовых территорий с устройством тротуаров и парковок, дворовых проездов нормативной ширины» (ответ УГАИ ГУВД Мингорисполкома от 12.03.2012 г.).

Многочисленные жалобы граждан в местные исполнительные и распорядительные органы власти с требованием привести внутридворовые проезды в соответствие с требованиями градостроительных норм, разместить на придомовой территории гостевые парковки и принять меры по устранению постоянной угрозы жизни и здоровью пешеходов не дали результатов. Так, в ответе Администрации Партизанского р-на г. Минска от 28.09.2011 г. № 2-3-2/иол-746 на коллективную жалобу (подписанную 185 гражданами) сказано: «Благоустройство дворовых территорий жилых домов № 7 по ул. Клумова, № 1/9 по ул. Стахановской, № 12 по ул. Чеботарева с устройством пешеходных связей, расширением проездов, устройством парковок для стоянки автотранспорта выполняется в ходе проведения работ по комплексному благоустройству, согласно разработанной и утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации. Данные виды работ на 2012 г. не запланированы». План мероприятий ремонта жилищного фонда и благоустройства внутриквартальных территорий поселка МТЗ, утвержденный Мингорисполкомом 16.11.2007 г., благоустройство придомовых территорий указанных домов также не предусматривает

Архитектурным проектом «Комплексная реконструкция территории в границах градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. Клумова – ул. О.Кошевого – ул. Щербакова. Проект застройки. 1-ая очередь строительства» проведение каких либо работ на придомовой территории указанных домов не предусматривается. 

Вопрос капитального ремонта указанных домов «будет рассматриваться» в процессе реализации проекта реконструкции территории в границах улиц Клумова – О. Кошевого – Щербакова, однако, реализация данного проекта приостановлена на неопределенное время. В частности, заказчиком КУП «УКС Партизанского р-на г. Минска» письмом № 03-10/1590 от 27.12.2011 г. приостановлена разработка строительного проекта квартала Б, соответственно, УП «Минскпроект» проектных работ по кварталу Б не ведет.

Инвестиционный договор № 28 от 25 ноября 2010 г. не предусматривает благоустройство придомовой территории вышеуказанных жилых домов. Необходимость проведения благоустройства придомовой территории вышеуказанных жилых домов также отсутствует среди условий предоставления земельного участка, поставленных в Акте выбора места размещения земельного участка для строительства объекта «Корпус «Б». Соответственно, не предусматривали данных видов работ и разработанные ранее и согласованные с Комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома эскизные решения данного объекта.

По результатам общественного обсуждения проекта строительства объекта «Корпус «Б» (состоявшегося с 25 июля по 18 августа 2011 г.), было принято решение «доработать эскизный вариант, предусмотрев комплексное благоустройство дворовой территории жилых домов». Возникает вопрос: на каком основании и за чей счет возможно выполнение данного благоустройства? Данное «решение» – это просто пожелание инвестору, которое не обязывает его произвести дополнительные расходы, не предусмотренные инвестиционным договором. Очевидно, что никакое «комплексное благоустройстве дворовой территории жилых домов» при реализации проекта строительства объекта «Корпус «Б» выполняться не будет из-за отсутствия оснований и средств на его проведение.

Более того, в ходе прошедшего 04.04.2012 г. в Администрации Партизанского р-на г. Минска совещания с участием представителей заказчика и проектировщика объекта «Корпус «Б» со стороны ФСК-Групп предложено организовать «благоустройство дворовой территории с озеленением и размещением площадок для отдыха населения», т.е. вместо «комплексного благоустройства дворовой территории» предлагается посадить кустарник и установить скамейки (?!).

Таким образом, работы по благоустройству придомовой территорий жилых домов № 7 по ул. Клумова, № 1/9 по ул. Стахановской, № 12/3 по ул. Чеботарева с устройством пешеходных связей, приведением к нормируемым значениям проездов, устройством парковок для стоянки автотранспорта на ближайшие годы даже не планируются. В тоже время, согласно п. 3.6 гл. 2 Генерального плана г. Минска необходимо «разработать и реализовать программу градостроительной реконструкции всех сложившихся районов многоквартирной жилой застройки с инженерным обустройством автомобильных парковок индивидуального легкового транспорта на придомовых территориях».

Согласно п. 5.7 ТКП 45-3.02-173-2010 «Здания и помещения  лечебно-профилактических организаций. Общие требования по проектированию» на испрашиваемом земельном участке (0,38 га) лечебно-профилактических организаций не допускается размещение сооружений, функционально не связанных с лечебно-профилактической организацией. Поэтому, после размещения объекта «Корпус «Б», при последующем благоустройстве дворовой территории из-за нехватки придомовой территории («стесненные условия») будет невозможно одновременно:

а) привести к нормативным требованиям внутридворовые проезды, разместить вблизи жилых домов парковки с количеством машино-мест согласно п. 11.6.6 ТКП 45-3.01-116 и соблюсти при этом требования к функциональному использованию остающейся придомовой территории (детские игровые, физкультурные и хозяйственные площадки, зоны отдыха взрослых);

 б) соблюсти градостроительные и санитарные нормы по расстоянию от указанных объектов до зданий и расстоянию между указанными объектами (от внутридворового проезда до фасада здания; от парковки до детской игровой площадки; от площадки для сбора мусора до окон жилых домов, детской игровой площадки, границы земельного участка медицинской организации).

Очевидно, что ни о какой «благоприятной окружающей среде» (гарантированной ст. 46 Конституции Республики Беларусь) в такой откровенной резервации за забором говорить не приходится.

Вместо устранения имеющихся на придомовой территории нарушений гражданам предлагается в соответствии с Решением Мингорисполкома от 20.05.2010 г. № 1135 «О содержании и ремонте жилых домов» разместить на договорной основе временную парковку для автомобилей, которая в дальнейшем подлежит сносу, т.к. попадет в пределы земельного участка объекта «Корпус «Б».

6. Все квартиры на 1-м этаже и многие квартиры на 2-м и 3-м этажах домов № 7 по ул. Клумова, № 1/9 по ул. Стахановская и № 12/3 по ул. Чеботарева не имеют балконов (либо имеют только эркеры), поэтому  жильцы данных домов нуждаются в повышенном количестве мест для сушки белья, которые в настоящее время располагаются в центре дворовой территории. Реализация проекта строительства объекта «Корпус Б» приведет к полной ликвидации имеющихся мест для сушки белья и  места для сушки белья можно будет разместить только в непосредственной близости от фасадов зданий – в узкой полосе между фасадами зданий и забором построенного объекта. При этом ни количество, ни расположение мест для сушки белья не нормируется, а установка ЖЭСом Т-образных металлических держателей для сушки белья на зеленой территории не будет требовать согласования с какими либо органами, в т.ч. и с органами государственного противопожарного надзора. В результате установки Т-образных металлических держателей для сушки белья проезд пожарных машин по зеленой зоне вдоль фасадов данных домов станет невозможным. А при существующих проездах подъезд пожарных машин к фасадам данных домов вообще станет невозможным.

Можно констатировать следующие.

1. Вследствие нехватки территории и особенностей местоположения земельного участка проект строительства объекта «Корпус «Б» не может быть выполнен без нарушений требований НТПА.

2. Реализация проекта строительства объекта «Корпус «Б» приведет к превращению дворовой территории в территорию со «стесненными условиями» и при последующем благоустройстве придомовой территории приведение к нормативным требованиям внутридворовых проездов, площадок для отдыха, игр и хозяйственных целей, размещение отсутствующих пешеходных дорожек и гостевых парковок выполнить с соблюдением всех требований градостроительных, противопожарных и санитарных норм будет невозможно из-за нехватки придомовой территории, что приведет к нарушению права граждан на благоприятную и полноценную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Дворовая территория будет практически уничтожена, а на ее остатках возникнет «горячая точка».

3. Реализация инвестиционного договора не позволит полностью реализовать градостроительный проект детального планирования территорий в границах улиц Клумова – О. Кошевого – Щербакова, утвержденного решением Мингорисполкома от 14.08.2008 г. № 1870. В дальнейшем снос морально и физически устаревших 2-этажных зданий №№ 4, 6, 8, 10 по ул. Чеботарева станет экономически нецелесообразным, а их реконструкция и капитальный ремонт также экономически нецелесообразны.

4. В целом выбор места размещения земельного участка для строительства объекта «Корпус «Б» является крайне неудачным, не учитывает реальную градостроительную ситуацию в данном месте и перспективы ее развития, проведен с грубыми нарушениями требований технических нормативных правовых актов Республики Беларусь. Ошибки, допущенные в выборе земельного участка под строительство данного объекта невозможно будет устранить впоследствии ни «переработкой эскизного проекта», ни «комплексной реконструкцией» дворовой территории.

Жильцы прилегающих к объекту жилых домов пытались реализовать свое право на благоприятную среду обитания путем участия в градостроительном планировании развития населенных пунктов и осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п. 2 ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»). Однако мнение 185 граждан было проигнорировано, чем был нарушен принцип всестороннего учета государственных, общественных и частных интересов, обеспечения их максимального соблюдения при проектировании и строительстве объектов (п. 1 ст. 53 Закона Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»). 

 

Бесплатный хостинг uCoz